ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМА

Международное законодательство предусматривает широкий круг гарантий осуществления и защиты избирательных прав граждан. К примеру, пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что воля народа должна быть основой государственной власти и находить выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые, в свою очередь, должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Республика Узбекистан, как полноправный член международного сообщества, признает международные принципы и стандарты в области выборов и избирательных прав граждан и в соответствии с ними последовательно совершенствует организационно-правовые механизмы их практической реализации.

В частности, в полном соответствии с общепризнанными принципами и международными документами избирательные права граждан Республики Узбекистан закреплены и гарантируются в Конституции, Избирательном кодексе и других актах законодательства.

В соответствии с Конституцией граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов. При этом каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод, в том числе нарушенных государственными органами, должностными и иными лицами при организации и проведении выборов.

С одной стороны, юридическая ответственность гарантирует исполнение законодательных требований всеми субъектами избирательного процесса, с другой – обеспечивает применение мер государственного принуждения к лицам, совершившим соответствующие правонарушения.

В настоящее время в Узбекистане предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства об организации, проведении выборов или референдума.

В частности, в соответствии с Кодексом об административной ответственности основаниями для привлечения к ответственности являются такие действия, как:

вмешательство в деятельность Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума;

неисполнение решений Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума;

нарушение прав кандидата, доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного представителя политической партии;

нарушение условий и порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам, вынесенным на референдум;

распространение ложных сведений о кандидатах, политических партиях;

умышленное уничтожение или повреждение информационных и агитационных материалов в ходе подготовки и проведения выборов или референдума;

нарушение порядка финансирования выборов или референдума;

нарушение порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов или референдума.

Всего административная ответственность предусмотрена в восьми статьях Кодекса об административной ответственности.

В свою очередь, уголовная ответственность предусмотрена в двух статьях Уголовного кодекса за:

нарушение законодательства об организации, проведении выборов или референдума, выражающееся в нарушении тайны голосования, подлоге избирательных документов или документов референдума, внесении фиктивных записей в бюллетени или подписные листы, заведомо неправильном подсчете голосов;

воспрепятствование осуществлению избирательного права или полномочий доверенных лиц путем насилия, угроз, обмана или подкупа свободному осуществлению гражданами права избирать или быть избранными.

Необходимость установления административной ответственности за вмешательство в деятельность Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума объясняется тем, что самостоятельность избирательных комиссий имеет очень важное значение для организации выборов на основе принципов законности, справедливости и предоставления всем участникам равных условий. Несоблюдение этих принципов на практике может нанести серьезный урон демократической сути выборов.

В этой связи в статье 11 Избирательного кодекса закреплено, что избирательные комиссии и их члены осуществляют свою деятельность независимо от каких бы то ни было государственных органов, общественных объединений и должностных лиц.

Такое правонарушение выражается в совершении действий, когда должностное лицо, пользуясь своим служебным положением, пытается побуждать избирательную комиссию к принятию или непринятию какого-либо определенного решения, а также созданию иных препятствий в их работе.

Рассматривая административную ответственность за нарушение прав кандидата, доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного представителя политической партии, следует отметить, что Избирательным кодексом четко регламентированы права кандидата, доверенного лица, наблюдателя, уполномоченного представителя политической партии, которые выражаются в присутствии на заседаниях соответствующих избирательных комиссий, при подсчете голосов, в ознакомлении с протоколом участковой избирательной комиссии и другое.

В целях обеспечения гарантий прав кандидатов, доверенных лиц, наблюдателей и уполномоченных представителей политических партий и обеспечения равного участия в выборах предусмотрена административная ответственность.

В организации и проведении выборов важное значение имеет создание здоровой межпартийной конкуренции. Согласно статье 44 Избирательного кодекса запрещается распространение недостоверной информации, а также сведений, порочащих честь и достоинство кандидатов.

В этой связи в законодательстве Узбекистана объективно предусмотрена административная ответственность за распространение ложных сведений о кандидатах и политических партиях, поскольку доверие к партии у избирателей во многом зависит от деловых качеств, организаторских способностей, внешнего облика, привлекательности и авторитетности руководителя партии. Немаловажен и моральный облик, правомерная деятельность представителей партии, находящихся в руководстве партии или представляющих партию в составе депутатского корпуса различного уровня. Обвинения в нечестности или непорядочности партийного лидера или отдельных представителей партии наносят урон деловой репутации всей партии, так как вызывают негативную реакцию у населения, и наоборот, очернение партии ее оппонентами умаляют честь и достоинство ее членов.

При этом следует понимать, что порочащими являются не соответствующие действительности сведения, которые умаляют честь и достоинство гражданина либо деловую репутацию гражданина или юридического лица.

Подсчет голосов является одним из решающих этапов в процессе выборов, ненадлежащая организация которых может подорвать общественное доверие к институту демократического формирования органов государственной власти.

В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан право голоса, равенство и свобода волеизъявления гарантируются законом. Согласно Избирательному кодексу в день выборов и за день до начала голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационные сети, а также всемирную информационную сеть интернет.

В этих целях Кодексом об административной ответственности предусмотрена ответственность за нарушение порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов или референдума.

Сравнительный правовой анализ позволяет отметить, что вышеуказанные юридические меры предусмотрены также в законодательствах большинства стран мира (США, Германия, Швейцария, Дания, Россия и другие).

Таким образом, с принятием Избирательного кодекса Республики Узбекистан созданы отвечающие общепризнанным принципам и нормам международного права условия для организации предстоящих выборов на основе равенства и открытости, а предусмотренные меры правовой ответственности за нарушение выборного законодательства способствуют проведению данных выборов в соответствии с Конституцией, Избирательным кодексом и иными законодательным актами в сфере избирательного права.

Джахангир ДЖУРАЕВ,
судья Ташкентского городского
 административного суда

 

 

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: